В конце июня состоялась открытая лекция Элизабет Эовин Нельсон на тему метафорических и буквальных браков, и тех обетов, проговоренных и не проговоренных, осознанных и неосознанных, которые мы в них даем. Брак ею рассматривался как символ различных отношений человека, которым он предан, и в которые он эмоционально вовлечен. В таком ракурсе смысл брака расширяется и означает не только супружеские отношения, но и любые глубокие отношения человека - например, со своей профессией, общественным движением, творческим проектом, душой.
Лекторка задала теоретическую основу для своей презентации, обратившись к эссе К.Г. Юнга 1925 года “Брак как психологическое отношение”, в котором основатель аналитической психологии противопоставляет конвенциональный брак, который характеризуется малой индивидуальной осознанностью участников, безличной природой и сильной обусловленностью устоями и обычаями, и психологическое отношение, в котором участники способны претерпевать конфликт, разыгрывающийся как внутри (между сознанием и бессознательным), так и во взаимодействии с объектом.
В связи с таким отправным тезисом возникает размышление о том, что, вероятно, в реальности все наши браки, будь то метафорические или буквальные, располагаются в каких-то частях континуума “конвенциональный брак - психологическое отношение”, и занимаемая ими позиция может динамически изменяться в зависимости от установки, направленности внимания индивида и его способности выдерживать определенный конфликт в данный конкретный момент. Поскольку практически невозможно представить себе отношения, полностью регулируемые устоями, предрассудками и формальностями без индивидуальных нюансов связи и сопутствующих ей кризисов, и, наоборот, те, где есть исключительно полное индивидуальное присутствие и взаимодействие в удержании противоположностей без моментов, периодов или же доли “автопилота” и усиленной опоры на формат, а также коллективные и иные наработки.
В ходе своей лекции Элизабет предложила идею о том, что если есть брак, то непременно присутствует и обет, находящийся в Тени либо полностью, либо частично. Ввиду различного рода давящих внутренних и внешних воздействий, большинство наших обетов остаются неосознанными и непроговоренными. Ведущей было дано следующее определение обетов, находящихся в Тени, и оно звучит как “бессознательные соглашения, ожидания и подразумеваемые убеждения, которые вносятся индивидом в брак”. Эти невидимые обеты начинаются с фантазии о браке и о том, что он сулит с собой принести.
Мне показалась невероятно красивой высказанная ею кульминационная мысль о том, что, фантазируя о некоторых глубоких отношениях или осмысливая уже имеющиеся у нас глубокие отношения, мы можем сочинить и составить обеты для них, произведя таким образом валидацию их архетипической весомости для нас. Это созвучно с увязыванием Юнгом понятия индивидуации с моральным откликом, который должна предоставить вся личность целиком.
По мере того, как я усваивала материал лекции Элизабет, мне случайным образом попалось на глаза стихотворение поэтессы Зинаиды Гиппиус “Что есть грех?”. И если рассматривать грех на символическом уровне как трансгрессию, и, в частности, трансгрессию против становления цельным человеком, личностью, то мне кажется, что в каком-то смысле жизнь человека без давания осознанных обетов глубоким отношениям и попыток осознавания своих теневых обетов выглядит в точном соответствии с такими описаниями из этого стихотворения, как: маломыслие, малодеянье, самонелюбие, самовлюбленность, равнодушное саморассеянье, успокоенная упоенность, легкочувствие, легкодумие, полупроказливость, полуволненье, благоразумное полубезумие, полувнимание, полузабвенье. Читая эти меткие слова поэтессы, можно интуитивно почувствовать, что все перечисленные позиции находятся вне поля вызова и конфликта, которые подразумевает каменистый путь индивидуации.
Это лишь часть из пластов, затронутых в лекции. В ней также обсуждался миф об Эросе и Психее, и то, что в глубоких, индивидуальных отношениях с партнером – браке – мы приобретаем как ответственность, так и власть, и что подлинная интимность невозможна без наличия этой власти – способности воздействовать и влиять друг на друга.
Чтобы составить свое собственное мнение об этой непростой и интересной теме, преподнесенной одним из ведущих преподавателей Pacifica Graduate Institute, вы можете приобрести и прослушать запись лекции по ссылке: https://nextlevelpsy.com/. Или, если вы уже послушали лекцию, то будем рады обсуждению в комментариях.
А также спойлер: с сентября по март Элизабет будет проводить семинары с воркшопами на тему теневых обетов, власти и любви с особым вниманием к проживанию мифа об Эросе и Психее. И чтобы преподавательница смогла “кастомизировать” курс, нам нужно представление о том, какие аспекты в рамках данной темы вам было бы интереснее проработать и изучить:
1. Теневые обеты и личная индивидуация 2. Теневые обеты и индивидуация клиентов 3. Теневые обеты и обращение со своей собственной профессией, практикой (обеты работе) 4. Теневые обеты и равенство полов/гендеров.
Принять участие в голосовании можно по ссылке: https://poll.app.do/tenevye_obety
Заранее благодарим за участие в голосовании!
Anastasia Mokova для Next Level Psy
Подзаголовок записи
После публикации запись будет доступна читателям
авторизуйтесь